Формирование познавательных универсальных
учебных действий с применением информационных технологий на уроках русского
языка в 5 классе. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от
самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое
время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда
техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В
карете прошлого никуда не уедешь…»
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от
того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно,
применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации
образования.
(слайд № 2)
Использование компьютера в педагогической
деятельности позволяет:
- повысить степень
наглядности при изложении учебного материала;
- при наличии обратной связи
осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических
работ;
- его возможности
способствуют систематизации, структуризации учебного материала,
моделированию учебного процесса;
- реализовать принципы
индивидуализации и дифференциации в подходе к каждому ребенку.
Современный урок ценен не столько
получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с
информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления
результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний,
презентации результатов собственной деятельности.
В связи с тем, что приоритетным
направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего
образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение
развития универсальных учебных действий, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных
дисциплин. Развивать универсальные
учебные действия – это значит сформировать совокупность «универсальных учебных
действий», обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а также способствуют саморазвитию и самосовершенствованию
личности учащихся.
(слайд № 3)
Основные виды
универсальных учебных действий.
Универсальные учебные
действия выделяются на основе анализа
характеристик учебной деятельности
и процесса усвоения.
В составе основных видов универсальных учебных действий,
диктуемых ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также
действия саморегуляции);
3) познавательный;
4)знаково-символический;
5) коммуникативный.
Четкое выделение данных видов учебных действий
позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных
предметов.
Я хочу
остановиться на познавательных универсальных учебных действиях.
Познавательные действия включают общеучебные и логические
универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
(слайды № 4,5,6,7)
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
(слайд № 8)
2) структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
(слайды №9,10,11)
3) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности,
(слайды № 12,13,14)
4) постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
По любой теме можно
составить алгоритм. Например, «Употребление Ъ и Ь знака перед Е, Ё, Ю, Я, И»
По теме «Двойная роль
букв Е,Ё,Ю,Я» мы можем поставить проблемный вопрос: почему буквы Е,Ё,Ю,Я не
являются звуками? А какой звук слышится в словах «пятёрка» и «мяч».
На основе таких примеров рождается
проблема разногласия написания и произношения слов с буквами Е,Ё,Ю,Я.
(слайд № 15)
5) действие со
знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование,
моделирование). В упражнениях есть задания воссоздать текст (поэтические
строчки) по фонетической транскрипции;
(слайд № 16)
6) смысловое чтение,
извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации из текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей. На уроках по фонетике лучше
брать тексты научного стиля.
(слайд № 17) на основе
этого упражнения
7) умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,
выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю
речи и др.).
Таким образом универсальные учебные действия способствуют развитию
самостоятельных навыков в изучении темы, структурированию знаний, постановки и
формулировки проблемы, действию со знаково-символическими средствами,
осмысленного чтения и извлечение необходимой информации, а главное – это
способствует развитию рефлексии способов и условий действия.
И все эти навыки способствуют формированию
логических действий. Что это значит?
(слайд № 18)
Логические действия – это
умение учащихся производить простые
логические действия (анализ, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции
(построение отрицания, утверждение и опровержение). |