Для полноценного развития детей
дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками.
Можно сказать, что оно является школой социальных отношений. Кроме того,
в общении со сверстника обогащаются образы себя и другого человека,
развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка. В
процессе общения между детьми часто возникают конфликты. Они могут
играть положительную роль в социальном и личностном развитии детей, но
могут играть и отрицательные последствия. Для полноценной социализации
ребёнку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками. Конфликт
– это ситуация «разрыва» отношений , поэтому он становит детей перед
необходимостью осознания сути этих отношений и, следовательно, перед
выбором средств их восстановления. Известно, что дети стремятся
сохранить атмосферу доброжелательности и сотрудничества, без невозможно
столь важная для них совместная деятельность, и избежать борьбы с
неизвестным исходом. Поэтому они с удовольствием учатся договариваться,
учитывать интересы партнеров, идти друг другу навстречу… Причины
конфликтов могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся
обстоятельства и ситуации совместной деятельности, приводящие к
столкновению интересов. Эти причины порождают кратковременные ссоры,
глубоко не задевающие взаимоотношения детей. Внутренние причины приводит
к «выпадению» ребёнка из совместной деятельности, а в некоторых случаях
даже к его изоляции. Известно, что в основе взаимоотношений
дошкольников лежат коммуникативные потребности: стремление к
сочувствию(2 - 4 года), к деловому сотрудничеству и жажда признания (4 –
5 лет) и сопереживания (5 – 7 лет). Наиболее ярко выраженными
оказываются три первые из них. Развитие самосознания детей дошкольного
возраста идет в направлении уточнения образа себя, возрастная
адекватности представлений о своих возможностях и поддержания
положительного отношения к себе, общей положительной самооценки. Образ
ровесника также постепенно преобразуется к концу дошкольного возрастного
периода: расширяется представление о конкретных качествах сверстника,
возникают первые признаки отношения к нему как к личности. Конфликтное
взаимодействие детей старшего дошкольного возраста протекает
неодинаково. Различия обнаруживаются по ряду параметров, таких как
частота вступления ребенка в конфликт с роверсниками; повод, по которому
возникает конфликт; степень эмоционального напряжения; способ выхода из
конфликта. Эти различия позволили нам выделить группу детей, склонных к
конфликтам во взаимодействии со сверстниками, и группу детей, не
склонных к конфликтам. Конфликтным мы считаем ребенка, которого с
этой точки зрения можно охарактеризовать так. Поводом для конфликтов со
сверстниками становится прежде всего препятствия, которые мешают ребёнку
занять главенствующее положение, управлять сверстниками, навязывать
свои модели и образцы совместной деятельности. Конфликт сопровождается
ярко выраженными эмоциональными проявлениями и переживаниями, что
свидетельствует о значимости происходящего для ребёнка. Утверждение
своей позиции сопровождается чаще всего силовым давлением на сверстника,
а противостояние с ним доводится по возможности до «победного» конца. Почти
все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними
случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило,
бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со
сверстниками деятельности, и сами инициируют конфликты; у других дело
доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи –
включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером, и
практически сразу пытаются выйти из него, избежать его дальнейшего
развития.
Автор материала: Зайцева Светлана Алексеевна |